Жилищно-коммунальное хозяйство или «коммуналка» по праву возглавляет список наиболее острых проблем любого города. Москва – не исключение. Мы каждый день сталкиваемся с этими проблемами у себя дома. Каждый месяц мы платим за свет, воду, газ, вывоз мусора. Оплачиваем капитальный ремонт и услуги управляющей компании. При этом, мало кто понимает, за что именно мы платим. Как формируются эти платежи? Где можно почитать отчет управляющей компании или найти своего старшего по дому?
Сфера ЖКХ представляют собой некий «черный ящик», который исправно выставляет счета, но непонятно как работает. Мы считаем, что жилищно-коммунальная сфера должна стать более прозрачной, а собственники жилья должны иметь возможность получать необходимые знания для контроля качества работ и защиты своих прав.
Председателя совета дома выбирают согласно регламенту жилищного кодекса. Выбирают их собственники квартир на общем собрании (статья 161.1 ЖК РФ).
Председатели - это люди, которые представляют интересы жителей. Параллельно с ними, существует понятие «старшего по дому». Такие «управленцы» не регламентированы жилищным кодексом и выполняют роль посредника между собственниками и управляющей компанией. И часто, подписывают акты выполнения работ без участия председателя. Зачастую они не выбираются на собраниях собственников, а назначаются негласно. И работают исключительно в интересах управляющей организации.
Кроме того, что данные должности дублируют друг друга по обязательствам, но являются совершенно разными по целям существования, они имеют разные полномочия и права. Согласно постановлению N 1901-ПП, старшие по домам имеют льготы: они освобождены от квартплаты, а председатели таких льгот не имеют. Их вознаграждение может быть установлено только на общем собрании собственников и из личных средств соседей.
Мы предлагаем привести в единообразие нормативные акты в соответствии с Жилищным кодексом и в тех домах, где выбраны председатели совета дома, отказаться от «старших по дому» и все обязанности закрепить исключительно за председателями советов домов. Необходимо подчеркнуть статус председателя совета дома, как «уполномоченного по управлению домовым хозяйством (жилым фондом)».
Кроме этого, вернуть льготы и отменить квартплату, а также предусмотреть дополнительные денежные вознаграждения, не облагаемые налогами. Для тех домов, где председатели не выбраны, реализовать комплексную поддержку по проведению общих собраний собственников, чтобы легитимно выбрать членов совета дома и председателя.
Москва находится в лидерах среди мегаполисов мира по количеству зеленых насаждений. Однако есть два обстоятельства, которые омрачают эту картину.
Лидерство во многом достигается за счет крупных парков, таких как Лосиный остров, Измайловский парк, Битцевский парк, леса Новой Москвы. Если же посмотреть внимательно на каждый отдельный район, то картина представляется в несколько ином свете. Особенно это относится к новым районам, где плотная многоэтажная застройка просто не оставляет места для парков и скверов.
Второе обстоятельство заключается в том, что количество зелени в Москве с каждым годом сокращается. За 2021 год в Москве было вырублено 160 220 деревьев, при этом высажено меньше половины от этого количества. Деревья, кустарники, травы и цветы – это для города безусловная ценность, которую необходимо беречь и приумножать. Леса и парки, бульвары и клумбы делают город живым, уютным, родным.
Мы считаем, что природа Москвы нуждается в защите, и предлагаем на срок полномочий муниципальных органов власти запустить в Москве большой экологический проект «Зеленая пятилетка».
В Москве не первый год реализуется масштабная программа по благоустройству территорий. Программой охвачены все районы города, но несмотря на очевидные успехи, благоустройство вызывает массу нареканий со стороны жителей.
В чем же дело? Почему столь важный и полезный проект стал главным источником негатива в адрес городских властей?
Мы полагаем, что основных причин две. Первое, люди беспокоятся, что их район потеряет больше, чем приобретёт. И эти опасения оправданы, учитывая особенности укладки плитки в отдельных районах города. И второе, люди никак не могут повлиять на эти процессы. Все решено за них. Это похоже на ситуацию, когда незнакомцы решили сделать ремонт у вас в квартире, пользуясь тем, что вы в отпуске.
Эти проблемы можно было бы сгладить, выстроив коммуникацию с жителями районов и обеспечив механизмы влияния жителей на ход работ по благоустройству. Однако этого не происходит, что и вызывает рост недовольства москвичей. У нас есть предложения как решить эти проблемы.
Необходимо повысить объем средств, выделяемых по постановлению «О стимулировании управ районов города Москвы». Это постановление предполагает муниципальное финансирование для целевого благоустройства района по проектам жителей.
Сейчас на эти цели выделяется до 10% бюджета на благоустройство. Мы предлагаем повысить этот показатель до 20%. Депутаты будут отбирать лучшие проекты, помогать их дорабатывать и согласовывать. Управа, как исполнительный орган, будет воплощать эти проекты в жизнь.
Транспортная инфраструктура города – важнейший элемент городского пространства. От её развития зависит качество жизни людей, экономический климат в городе и благосостояние его жителей. Власти Москвы уделяют внимание развитию общественного транспорта и дорожной сети. Однако, многие вопросы до сих пор не решены.
Сегодня в основу положен административно-коммерческий принцип: чиновники принимают решения, где сделать платные парковки, бизнес реализует эти решения и получает прибыль. Мы хотим добавить в эту систему третий элемент – интересы жителей столицы. Больше всего волнует вопрос организации парковочного пространства. Людям нужна справедливость в распределении дефицитного ресурса паковочных мест.
Платные парковки безусловно необходимы, но нужно соблюдать баланс между планами Дептранса и интересами жителей.
Зона платной парковки давно вышла за третье транспортное кольцо, и приближается к МКАДу. Территории большинства спальных районов столицы пока остаются бесплатными для парковки.
Мы считаем, что упорядочить парковочное пространство можно и без обязательного взимания платы за машиноместо. Для этого нужно предусмотреть в планах по благоустройству достаточное количество парковочных мест, снизить этажность вновь возводимых домов, отказаться от планов по уплотнению застройки там, где свободные площади не позволяют организовать парковочное пространство.
Под парковки должны отводиться места по границам кварталов, дворы должны оставаться свободными от машин. Под многоуровневые автоматизированные паркинги для жителей районов Москвы можно предусмотреть места на территории бывших промышленных предприятий.
В последнее время резко выросло число наездов на пешеходов велосипедистами и самокатчиками. Рост составил более, чем 50% за 2021 год. Всего за один год зафиксировано около 500 ДТП с участием средств индивидуальной мобильности.
Реальность такова, что велосипеды и самокаты стали полноценным видом транспорта, однако инфраструктура города и законодательство отстают от реальности. Чтобы повысить уровень безопасности на тротуарах и дорогах общего пользования, необходимо развивать сеть выделенных велосипедных дорожек и строже контролировать соблюдение правил дорожного движения владельцами транспортных средств.
Муниципальный уровень управления – это самая близкая людям власть. В Совете депутатов района решаются насущные проблемы жителей, и зачастую там нет места политике. Однако недостатки нашей политической системы проявляются и на этом уровне. Порой даже более явно, чем на уровне федеральном.
Мы живем в ситуации кризиса доверия к существующей политической системе – управляемой демократии, которая построена на жесткой иерархии и культуре назначений, в которой демократические процедуры – лишь видимость.
Политика становится неконкурентной, декоративной. Падает интерес избирателей, возникает апатия, индифферентность, проблема явки. В прошлых муниципальных выборах приняло участие всего 14,82% москвичей.
Избранные депутаты теряют связь с народом. Нарушается логика представительства: люди не понимают, какое отношение к ним имеет человек, которого они видят на плакатах и газетных полосах во время предвыборной кампании.
Цель партии «Новые люди» – внедрить новую политическую культуру и новые модели демократии, которые будут отвечать интересам сообществ.
Сообщества сегодня – это люди, объединенные общими интересами и проблемами, общей территорией, профессией, культурой. Это люди, готовые вместе отстаивать общую повестку. Сообщества автомобилистов, экологов, урбанистов, родителей, домовладельцев, отраслевые и другие сообщества – все это современные формы объединения людей, которые уже активно меняют социальное пространство, однако до сих пор не имеют своего политического представительства.
Несовершенна и система обратной связи между жителями и властью. Разрекламированные сервисы, такие как «Активный гражданин», не затрагивают по настоящему важных вопросов. Проследить за тем, как и куда расходуются наши деньги с помощью этих инструментов, практически невозможно. Еще сложнее повлиять на принятие решений, если дело не касается таких «важных» вопросов, как выбор цвета новой линии метро.
Существующая система обратной связи с органами власти безнадежно устарела и никуда не годится. Ответы на обращения приходится ждать в течении 30 дней, вместо содержательного ответа часто приходят отписки: «проблема не обнаружена», «это не в нашей компетенции», «на это в бюджете нет средств». Так быть не должно.
Мы сравнивали качество и скорость ответов коммерческих предприятий (банки, операторы связи) и органов муниципальной и государственной власти. Сравнение не в пользу чиновников. Бизнес относится к своим клиентам гораздо лучше, чем чиновники к своим работодателям – жителям города, которые их выбирают. Государственная или муниципальная услуга – это такой же товар, только платит за него не конкретный покупатель, а всё общество из своих налогов. Мы считаем, что этот «товар» должен быть предоставлен в срок и соответствовать качеству.
По данным на 2021 год на портале «Наш Город» зарегистрировано 1,7 млн москвичей. Численность жителей Москвы, по данным Росстата на 2021 год, составило около 13 млн. Выходит, что большая часть жителей не использует портал.
Почему так происходит? Назовем некоторые причины. Обращаться на портал по проблеме можно только указав конкретный адрес, что ограничивает тематику обращений. Нельзя, скажем, пожаловаться на некачественную укладку покрытия на тротуаре по всей улице.
Интерфейс портала неинтуитивный, часто обращения отклоняют по формальным причинам, например, если отправитель неправильно указал категорию.
Успешно решенные обращения часто присваиваются кандидатами и депутатами от партии власти, как их собственные «добрые дела». Хотя обращение написал житель района, а решили проблему коммунальные службы.
Мы считаем, что портал «Наш Город» должен стать доступным, удобным, рабочим инструментом, как для оперативного решения проблем, так и для коммуникации с жителями по широкому кругу вопросов. Категории для обращений должны быть адекватны и понятны. Нужно искать способ адекватно отреагировать на поступившее обращение о проблеме, а не повод, чтобы его отклонить. Если это будет работать, то о существовании портала «Наш Город» будет знать больше москвичей, а количество пользователей вырастет до приемлемых показателей.
Муниципальный депутат – это самый близкий и доступный для жителей представитель власти. Но, к сожалению, для москвичей понять, кто именно представляет наши интересы в муниципалитете, не так просто.
На официальном сайте mos.ru этой информации нет, есть только файл с перечнем всех депутатов района. Больше информации можно найти на сайтах районов, но и там информацию придется поискать. Например, чтобы узнать время и дни приема депутатов района Войковский, предлагается позвонить по городскому телефону. Что мешает разместить эту информацию на персональной странице депутата, остается только догадываться.
Житель, конечно, может попытаться написать депутату через социальные сети, однако такие обращения нигде не регистрируются и не могут служить основанием для депутатских обращений. Многие муниципальные депутаты просто не ведут свои страницы в соцсетях.
Депутаты не публикуют отчёты о своей работе. Количество приемных дней (два приёма в месяц) явно недостаточно для продуктивной работы с избирателями.
В итоге это приводит к тому, что жители просто не знают не только своих депутатов, но и вообще не подозревают о существовании такого органа, как Совет депутатов района. В ходе опроса жителей, на вопрос «кто ваш муниципальный депутат?» люди как правило называли депутата Госдумы или Мосгордумы.
Мы считаем, что вся информация о работе депутата, сведения об его имуществе, отчёты о работе, часы приема, и так далее должны публиковаться на едином сайте в интернете и в традиционных СМИ, которые выпускаются за счёт муниципалитета.
ТОС – это форма самоорганизации граждан по месту их жительства. Такая форма предусмотрена федеральным законом «О местном самоуправлении» от 2003 года.
В 1990 году в Москве действовало более 200 ТОСов. Постепенно их количество сокращалось, а при попытке создания новых, возникали формальные препятствия.
В итоге, можно констатировать, что на сегодня сегодня норма закона, касающаяся ТОСов в Москве не работает.
Мы считаем что движение ТОСов необходимо развивать и поддерживать. Общественное самоуправление должно стать опорой муниципальной власти, а не её врагом. Поддержка территориальных общин может заключаться в выделении муниципальных грантов на общественно-полезную деятельность.
Законом (51-й ст. 5п. ФЗ «Об образовании») предусмотрена возможность как выбирать директоров школ, так и назначать их учредителем. Почти всегда директор назначается, а не избирается родителями. В связи с этим, директора более склонны прислушиваться к мнению своего начальства - департамента образования, а не родителей и учеников. По результатам опроса, проведенного партией «Новые люди», 65% жителей Москвы поддерживают идею выборности директоров школ.
Мы считаем, что директор должен избираться управляющим советом школы, в который входят все участники образовательного процесса (представители школьников, родители, педагоги, представители от учредителя). Реализация этого положения возможна по схеме, когда Департамент образования предлагает несколько кандидатур, а управляющий совет выбирает одну из них.
Для этого наши депутаты выступят с законодательной инициативой, чтобы внести изменения в 51 ст. 5-й пункт ФЗ-273 «Об образовании», где стоит отметить, что выборность директоров школ – исключительное право управляющего совета, а иначе назначить директора нельзя.
А также внести изменения в 278 ст. ТК РФ, при которой учредитель может уволить любого сотрудника без объяснения причин. Подобные прецеденты очень часто возникают в Москве. Изменения изложить в следующей редакции: «278 статья неприменима к муниципальным учреждениям образования».
По результатам российских исследований, больше половины детей подвергается «буллингу» в школе. Эта проблема актуальна не только в России, но и по всему миру, и мировой опыт подтверждает, что бороться с ней нужно на профессиональном уровне – с привлечением квалифицированных детских психологов. По результатам опроса, проведенного партией «Новые люди», более 80% жителей Москвы поддерживают идею возврата Института школьных психологов, как обязательного инструмента воспитательной работы в школах.
Мы будем добиваться реализации этого требования в школах Москвы.
Средняя заработная плата учителя по России (данные Росстата за 2021 год) до вычета НДФЛ — 78 000 руб. К сожалению, многие учителя работают на 1,5, а то и на 2 ставки, чтобы хоть немного приблизиться к «средней з/п по России».
Из-за большого объема работы, страдает и качество преподавания, и уровень подготовки педагоги к урокам, и, самое главное, их физическое и моральное состояние. Уставший и морально измотанный педагог не может преподать эффективно и качественно.
Наше решение — увеличить оклад всех педагогов до 40 тысяч рублей (на руки со всеми надбавками не менее 80 тысяч рублей) с ежегодной индексацией не менее 7%. 76% жителей Москвы (родителей, педагогов) считают, что такое решение способно повысить качество преподавания и уровень образования наших детей.
Бюджет семьи сильно страдает от репетиторов, а если родители не нанимают их, то дети не могут поступить в хорошие ВУЗы. И со стороны школы нет таких отдельных специалистов, которые могут качественно подготавливать детей.
ЦПсДЗ помогут детям «подтянуть» успеваемость и дадут возможность БЕСПЛАТНО заниматься со студентами педагогических ВУЗов, которые будут: проходить практику в таких Центрах, получать небольшое денежное вознаграждение от муниципального округа по договору ГПХ. Более 67% жителей поддерживают данную инициативу.
Мы провели соцопрос, и выяснили, что 45% опрошенных сталкивались с нехваткой мест в школах и детских садах. Несмотря на высокие темпы строительства детских образовательных учреждений, мест все равно не хватает.
Для примера возьмем детские сады. Сейчас в Москве действует около 2000 детских садов. По нормативам принятым самими чиновниками на 1000 жителей необходимо 55 мест в детских садах. К слову, родители считают эти нормативы заниженными. Так вот даже по заниженным нормативам Москве необходимо 3150 детских садов, это на треть больше чем есть сейчас.
Со школами похожая ситуация, но так как школьное образование является обязательным, выход нашли в создании так называемых «школ-гигантов», где учится 2000 и более детей. Мы полагаем, что это не лучший выход. Школа должна быть в шаговой доступности и не должна превращаться в огромный «муравейник».
В качестве первоочередной меры мы предлагаем ввести учет временной регистрации детей и увеличить период записи в детский сад или школу с полугода до года.
Мы считаем, что муниципальные депутаты должны контролировать проекты благоустройства на исторических территориях и территориях с объектами культурного наследия.
Органы власти должны информировать муниципальных депутатов о процедурах по выбору собственника или арендатора объекта культурного наследия, а также о смене функционального назначения памятника архитектуры, находящегося в районе. Капитальный ремонт памятников культурного наследия также должен проходить контроль муниципальных депутатов.
В Москве сейчас активно развивается просветительская деятельность: проводятся экскурсии, лекции по истории, тематические прогулки. Однако эта активность, в основном сосредоточена в пределах Садового кольца, где много достопримечательностей и туристов.
Мы уверены, что необходимо уделять внимание истории и культуре каждого уголка Москвы. Это поможет превратить столицу в город без окраин.
Наши активисты уже организовывают и проводят экскурсии у себя в районах. Мы будем продолжать и развивать эту работу.
Считаем, что уроки в школах по теме районного краеведения, развитие волонтерской деятельности, создание проектов по «живой истории», будут способствовать формированию краеведческих и градозащитных сообществ, укрепят «районный патриотизм» и повысят туристическую привлекательность Москвы.